Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Барьер-2024. Противодействие страховому мошенничеству – успехи и достижения, проблемы и вызовы Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


II Евразийский Актуарный Конгресс
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
Барьер-2024. Противодействие страховому мошенничеству – успехи и достижения, проблемы и вызовы


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Технологии, Страхование жизни, Страхование недвижимости, Ипотечное страхование, Кризис и страхование, Хайтек и инновации
Ипотечное страхование: восходящий тренд, цифровизация и новые форматы
Алексеев Михаил Леонидович
Заместитель генерального директора по корпоративным продажам ООО «Абсолют Страхование»
страхование сегодняКак восстанавливается рынок ипотечного страхования после падения в период карантинных ограничений? Какие новые тенденции наблюдаются на этом рынке?

Объемы выдачи ипотеки возобновили рост, а ставки по кредитам продолжают снижаться. Вслед за ипотекой растет рынок ипотечного страхования, который в данный момент переживает ускоренную цифровизацию.

В 2018 году в России было выдано 3 трлн рублей ипотечных кредитов, в 2019 году – 2,8 трлн рублей. В нынешнем году, вопреки ожиданиям, пандемия не повлекла за собой коллапс ипотечного рынка (в отличие, например, от кризиса 2015 года, когда наблюдалось почти двукратное падение рынка). Самое большое снижение темпов выдачи кредитов в этом году пришлось на середину весны – в апреле было выдано на 26% меньше ипотеки, чем за аналогичный период 2019 года. Уже в мае объем выдачи восстановился до уровня аналогичного периода 2019 года – рынок поддержала льготная ипотека, за счет которой было обеспечено 30%, а в отдельных банках – до 50% всех выдач. В июле же, по данным ДОМ.РФ, банки выдали 340 млрд рублей ипотечных кредитов – это второй показатель месячной выдачи за все время существования рынка. Прирост выдачи по отношению к июлю 2019 года составил 40% в количественном выражении и 53% - в денежном.

Росту способствует и продолжающееся снижение процентных ставок, которое отчасти компенсирует падение доходов населения. По итогам мая ставки по ипотеке в РФ резко сократились – средняя, по данным Банка России, составила 7,4% (в июне скорректировалась до 7,5%). Благодаря этому на рынке ипотеки реализуется отложенный спрос. Согласно ряду прогнозов, к концу года средние ставки по ипотечным кредитам могут снизиться до 7%. При таком снижении ставок в банки могут начать массово обращаться заемщики 2017-2019 годов с целью рефинансировать свои кредиты. Рефинансирование для клиентов является хорошим способом оптимизации семейных расходов, а для банков – элементом конкурентной борьбы за качественных заемщиков. Рекордная доля рефинансирования в объеме новых выдач была зафиксирована еще до пандемии. Этот тренд сегодня дополнительно увеличивает спрос на ипотеку.

По прогнозу рейтингового агентства НКР, объем выдачи ипотеки в 2020 году при реализации базового сценария составит 2,8-3 трлн рублей, а при негативном сценарии (второй волне пандемии и продолжающемся падении доходов населения) – 2,5-2,7 трлн рублей. Если же госпрограмма ипотеки «6,5%» (кредит под 6,5% годовых с первоначальным взносом 20%) будет продлена до конца года – объемы выдачи могут приблизиться к 3,3 трлн рублей.

Все это формирует позитивный сигнал для страховщиков, поскольку в нынешних условиях банкострахование в целом и, в особенности, сегмент ипотечного страхования – страхование титула, жизни и здоровья заемщика, а также залога – становятся драйвером страхового рынка. При этом объемы ипотечного страхования существенно сократятся. Так, по экспертным оценкам, в 2020 году емкость рынка ипотечного страхования может составить около 32 млрд рублей против 82 млрд рублей сборов за прошлый год (оценки Эксперт РА). Это связано с тем, что резко сократились сборы по ранее выданным кредитам за счет различных скидочных программ, погашений и рефинансирования. Ещё в начале года прогнозировалось, что сборы составят 75% от сборов 2019 года, но сейчас все больше экспертов склоняется к цифре 55% и ниже.

У большинства крупных застройщиков во время периода самоизоляции (или еще до него) появились сервисы онлайн-продаж квартир. Ведущие банки сегодня позволяют заполнять анкеты на получение ипотеки в интернете, в том числе с использованием подтвержденных данных с сайта Госуслуг. Провайдеры ипотечного страхования идут вслед за этим общим трендом цифровизации и тоже переводят взаимодействие с клиентами в онлайн. За три месяца самоизоляции этот сегмент страхования сделал рывок с точки зрения цифровизации на три года вперед. Страховые компании при помощи маркетинговых методов сами начали стимулировать клиентов к переходу в онлайн-каналы. Дистанционная работа страховщиков с ипотечными заемщиками позволила обеспечить бесперебойность выдачи ипотеки и в некоторых случаях снизить страховые тарифы за счет оптимизации издержек. Одно из основных нововведений – это перевод в онлайн скоринга клиентов, важнейшего элемента страхования. Онлайн-скоринг ипотечного заемщика включает в себя оценку страховых рисков при оформлении страхования гибели/утраты объекта залога и личного страхования заемщика и позволяет полностью дистанционно купить соответствующие полисы. Заявление на оформление полиса можно заполнить online с любого устройства, в любое время. Также можно в любой момент вернуться к заполнению заявления, если в процессе пришлось отвлечься. Клиент при заполнении анкеты получает подсказки, ему не нужно вручную подписывать и сканировать анкету, а также направлять ее по электронной почте. Подписание документа осуществляется при помощи смс. После этого происходит автоматический скоринг, который позволяет клиенту перейти к online покупке полиса или отправке пакета документов (при комплексном страховании) по объекту для оценки рисков в страховую компанию.

Несмотря на то, что онлайн-скоринг – во многом вынужденная мера (хотя технологические решения для этого некоторые страховщики разрабатывали и до пандемии коронавируса), несомненно, что в дальнейшем рынок будет двигаться именно в этом направлении. То же самое касается всех основных направлений взаимодействия компании и клиента, включая урегулирование страховых случаев. На данный момент страховые компании ведут переговоры с государственными ведомствами об интеграции с порталом Госуслуг, которая облегчит урегулирование и, как ожидается, снизит долю мошенничества в этой сфере. Диджитализация всех процессов снижает затраты страховой компании, а, следовательно, в перспективе может еще больше снизить стоимость страховых полисов, что отвечает, в конечном итоге, задачам и целям повышения доступности ипотеки.


1 сентября 2020 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Технологии, Страхование жизни, Страхование недвижимости, Ипотечное страхование, Кризис и страхование, Хайтек и инновации
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 10.00 (голосовало: 1 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: